ГЛАВНАЯ ФОРУМ ТАНЦЫ СТАТЬИ КЛУБЫ ШКОЛЫ ФОТО КОНТАКТЫ
 

     САЛЬСА: Техника танца

 
 

Танцуя даже самые элементарные шаги сальсы, мы следуем четырем тактам в музыке, однако делаем только три шага, каждый из которых длится столько же, сколько удар. На последнем, четвертом такте, мы делаем паузу (что и заключает в себе счет танца как "быстро-быстро-медленно") или же прибавляем движение-украшение. Можно перемещаться или танцевать, не двигаясь с места; то есть просто красиво шагать, делая три шага с паузой в середине. "Шагай" таким образом в такт музыке – и ты уже танцуешь сальсу.

Простота, присущая сальсе, делает этот танец необыкновенно гибким; танцуй так, как хочешь. Ты можешь двигаться в любом направлении, и точно так же можешь оставаться на месте, танцевать "в линейку" или по окружности. Последний такт можешь заполнять приставным шагом, легким ударом ноги об пол или просто паузой. Внимание! Под шагом в сальсе подразумевается, когда ты ставишь ногу на пол и переносишь на нее вес тела (шаг с перемещением веса). Во многих латиноамериканских странах пары сами выбирают, на какую ритмическую долю им танцевать, и это не обязательно первая доля.

Все это могло бы показаться ритмическим произволом, и было бы им, если б не существовал один очень важный аспект. Ритмы-прародители сальсы всегда принадлежали к танцевальной музыке. От них сальса унаследовала (по крайней мере, в странах Латинской Америки) главный принцип: все имеют равное право получать удовольствие на танцполе. Это то самое правило, которое предотвращает превращение танца в разрушительный хаос. Соблюдение этого правила (особенно в паре) приводит к тому, что, соединяясь вместе, спонтанность, индивидуальность и чувство ритма, формируют ту особую среду, в которой кроется причина популярности латиноамериканской музыки.

Несмотря на то, что музыка постоянно подвергалась различным влияниям, ей удалось сохранить свою первоначальную жизненную силу, – так же случилось и с танцем. В отличие от других латиноамериканских танцев, например, меренге или кумбьи (которые иногда тоже относят к разновидностям сальсы (!)) сальса имеет схожесть с линди-хопом, свингом и хастлом. И даже показала себя способной включать элементы бальных латиноамериканских танцев и аргентинского танго. Удивительно!


Разновидности сальсы

Способов танцевать сальсу существует много, и количество их увеличивается согласно тому, откуда родом танцующий и как он научился. Однако в целом сальсеро, родом из разных стран и воспитанные разными культурами, могут танцевать вместе, хотя бы на простейшем уровне. Британская сальса базируется обычно на шаге назад, и повороты выполняются на второй счет, как бы "беря эстафету" на первый, против часовой стрелки. Североамериканская сальса, напротив, в качестве базового шага использует латиноамериканский и многие фигуры содержат повороты направо. Сальса Карибских островов и Латинской Америки начинается с выхода, далее движение идет по кругу, с медленными поворотами. В этом стиле различают кубинский и колумбийский подвиды, характеризующиеся тем, что в одном движение "уходит в пол", а в другом контакт ноги с полом выражен гораздо слабее.

Мы не должны терять из виду перспективные направления; все эти различия доказывают богатство танца, не дают ему стоять на месте. Нужно иметь в виду, что индивидуальные стили могут дробиться на многочисленные "подварианты", поэтому принять какой-то один стиль за окончательный эталон сальсы и стараться внушить эту мысль своим ученикам – занятие пустое и ошибочное.


Проблемы с обучением

Люди, принадлежащие по рождению и воспитанию латиноамериканской культуре, учатся сальсе пассивным методом: постоянным погружением в эту среду. По моему мнению, они воспринимают танец совершенно иным образом: они задумываются над танцем не больше, чем мы при ходьбе задумываемся, как следует передвигать ноги. Напротив, мы, то есть те, кто не имел счастья родиться в Латинской Америке (включая меня), должны учиться этому. Как я уже отмечал ранее, обучение должно развиваться по определенной схеме. По этой причине сальсе обучают как серии шагов и движений – так больше смысла для обучающегося. Но в конечном итоге нужно было бы применить другие методы обучения, чтобы дать ученику возможность взглянуть на танец по-другому, через глаза врожденного танцора, и таким образом объединить для него лучшее от обоих миров. Часто этот последний шаг преподаватель не делает, не то пренебрегая его важностью, не то просто потому что ему проще пользоваться старым методом.


Короткий комментарий относительно того, как вести и следовать за партнером

Парный социальный танец – большей частью феномен культуры Западной Европы. Под социальным танцем подразумевают танец с определенными канонами, но не загнанными в жесткие рамки, другими словами – имеющий базовые правила, которые, будучи поняты один раз, позволяют двум людям танцевать вместе и свободно приспосабливаться друг к другу в танце, даже если они раньше никогда друг друга не видели. Это подразумевает, что каждое движение должно начинаться с единственного и легко опознаваемого "сигнала к действию". Использование этого сигнала в начале и затем в процессе танца позволяет каждому из партнеров танцевать не задумываясь.

Когда пара выходит на танцпол, оба партнера не могут одновременно ни вести танец, ни следовать за другим. Поэтому один должен начать, а второй – последовать за ним. Это и подразумевают под терминами "вести" и "следовать". Традиционно мужчина ведет в танце, а женщина следует за ним; но в последнее время женщины тоже вынуждены брать на себя роль ведущих партнеров – из-за нехватки танцующих мужчин и из-за того, что социальные роли обоих полов в обществе все больше становятся равны.

Указывающий сигнал (в аргентинском танго называемый marca) может выражаться по-разному: в большинстве случаев это изменение давления (сильное, слабое) в местах соприкосновения партнеров, или для ведомого указателем служит позиция, в которой находится ведущий. Существуют и более тонкие "намеки" на то, какое движение следует совершить, воспринимаемые партнером и незаметные для стороннего наблюдателя. Главным искусством для ведомой стороны (при всех ограничениях, которые пассивная роль на нее накладывает) – найти средство самовыразиться через музыку.

Как следствие, сальса требует умения вести и умения следовать за партнером, чтобы ее можно было танцевать на современных танцполах как истинно социальный танец.

Лу Йео

Из "Teaching & Salsa" 

 

 

SIBSALSA.RU © 2005


наверх
Официальный сайт любителей танца сальса г. Новосибирск
(
info@sibsalsa.ru)